Система оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Часть 2-я.



Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» врач-фитотерапевт Алифанов Александр Александрович. Переходим ко второй части нашей беседы о «системе оздоровления человека священномученика Серафима Чичагова». Я снова хочу высказать благодарность студии «Обитель» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, создавшей фильм-лекцию доктора Ксении Павловны Кравченко, которые обратили моё внимание на труд Леонида Михайловича Чичагова «Медицинские беседы», изданный в 1891 году. Это удивительно, но «Медицинские беседы» явили научному миру такие прозрения, что нашли своё подтверждение через 100 лет в работах солидного научного коллектива крупнейшего и славного медицинского учреждения СССР, а позже и России СП ХФА, руководимые врачами-практиками доктором медицинских наук Пастушенковым Ленидом Васильевичем и доктором медицинских наук Лесиовской Еленой Евгеньевной.


Когда православные пациенты спрашивали моё мнение об этой системе оздоровления, я заметил, что больше всего их потрясало – не есть после шести... Такое открытие, что нельзя есть после шести часов вечера, совершенно очевидно, входит в противоречие с жизнью городского человека, который поздно вечером приезжает домой и регулярно наедается на ночь. В системе оздоровления, представленной нам доктором Кравченко, важное место занимает малоядение, то есть, съедать понемногу и часто в течение дня. Это действительно хорошо, потому что многие из нас больны грехом чревоугодия. И действительно, нас в медицинских институтах учили: «Питаться больным людям нужно понемногу, часто в течение дня и не наедаться на ночь». Я даже помню, что когда был ребёнком в 1974 году в пионерском лагере в городе Сочи, то наш режим устанавливали так: завтрак в 8.00, обед в 13.00, полдник в 16.00 и ужин в 18.00. Конечно, подобный режим очень полезен для здоровья. Но мы сейчас, оправдываясь современной действительностью, нарушаем режим питания и отдыха. Это очевидно вредно для здоровья. Поэтому доктор Кравченко предлагает исправиться. Давайте исправляться, братья и сестры. Правда нам предлагается кушать часто, каждые час-два, но, к сожалению, на работе нас не поймут. Но если кто сможет, – лучше кушать часто и понемногу.


Что же ещё нового в системе оздоровления, представляемой нам как система Л.М. Чичагова? Лечение простуды и гриппа воздержанием от еды. И действительно, доктор Кравченко права: во время температурной реакции организм не хочет есть, поэтому и не нужно его кормить. Кроме того, совет Ксении Кравченко не снижать температуру действительно полезен и соответствует рекомендациям владыки Серафима. Об этом мы с вами говорили, дорогие слушатели Православного радио Санкт-Петербурга, в беседе о простудах. Единственное, что добавляет Ксения Павловна, это сосать по крупинке соли, мазать кожу йодом и пить таблетку фуросемида. Но у некоторых болящих от фуросемида может выходить калий из клеток сердца и, как следствие гипокалигистии, начнётся аритмия. Резкое падение давления может довести до обморочного состояния. Поэтому в реальной жизни безопасней просто сухое голодание 24-36 часов. И большинство простуд проходит. То же самое давно говорят крупнейшие специалисты в области разгрузочно-диетической терапии. Профессор Алексей Николаевич Кокосов, которому было поручено ещё 40 лет назад в СССР проверить систему лечебного голодания профессора Юрия Сергеевича Николаева, это одобрит. А так же сухое голодание при ОРВИ одобрит и профессор Сергей Гаврилович Осинин. А что касается владыки Серафима, то в его время фуросемида ещё не существовало, так что его система оздоровления к подобной схеме отношения не имеет. Он лечил насморки и бронхиты спиртовымы настойками подсолнуха, касатика, гнойные выделения из носа эстрактами тополя, сосны (т.2, с.545). Его экстракт тополя похож по составу на нашу настойку противовоспалительную и ранозаживляющую, прекрасное обеззараживающее и противовоспалительное действие которой вам, дорогие братья и сестры, нравится вам уже давно. Кстати сказать, тополь в лечебной системе Л.М. Чичагова считается одним из трёх главных лекарств. Кроме того, владыка Серафим использовал настойку касатика, а эта трава была изучена через 100 лет в Химико-фармацевтической академии Санкт-Петербурга. Обнаружены замечательные улучшающие иммунитет свойства этого растения. И касатик входит в состав наших иммунных настоек, которыми давно пользуются многие православные. А что касается препарата владыки Серафима Pinus silvestris, экстракта сосны, то экстракт сосны и сейчас входит в известный препарат, продающийся в аптеках, под названием «пиносол». Правда, в пиносоле «намешано» много другого.


Далее, что предлагается доктором Кравченко, это лечение повышенного артериального давления горячими ножными ваннами. Это хороший старинный способ и жаль, что его забыли. Она правильно заметила, что во время принятия ножных ванн сосуды ног расширяются и артериальное давление падает. Это эффективный способ лечения гипертонического криза. Только дальше доктор Кравченко советует налить в ладонь настойку йода и обмазывать йодом грудь для лечения давления. Такого в книге «Медицинские беседы» Л.М. Чичагова я не встречал. Там описано в главе «Лечение кровеносных сосудов» использование настоек из лекарственных растений: эвкалипта, зюзника европейского, сосны, березы и др. Многие фитотерапевты и сейчас используют, например, траву зюзника для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Как-то в частном разговоре между нами профессор Олег Дмитриевич Барнаулов коротко охарактеризовал зюзник как траву с «пустырникоподобным действием».


Хотелось бы заострить ваше внимание, дорогие братья и сестры, что абсолютно правильно говорит Ксения Павловна Кравченко, что лекарства понижающие давления резко бросать нельзя, иначе может наступить гипертонический криз. Это нормальный врачебный подход. Современная медицина предупреждает о синдроме отмены. Например, нельзя сразу прекращать приём бета-адреноблокаторов, так как синдром отмены на них встречается достаточно часто, - от 5 до 50% случаев, причём возможны такие грозные осложнения как инфаркты и инсульты (Е.И.Чазов, Ю.М.Беленкова. Рациональная фармакотерапия. М., 2011, с. 17).


А вот по вопросу о применении лекарственных трав Ксения Павловна заявляет: «Любая трава содержит корень «трав», она травит, она может являться отравкой…» Такого же мнения придерживается и немало врачей аллопатической западной медицины. Иногда в этом есть доля истины, В нашем современном обществе широко распространено самолечение по газете «Здоровый образ жизни», системе инженера Г.П.Малахова и другим непрофессиональным системам, различными ядовитыми травами: чистотелом, маклюрой, морозником, болиголовом, окопником, купеной и так далее. Но мы уже братья и сестры об этом говорили в передаче «Фатальные ошибки фитотерапии». Действительно «дикая фитотерапия» сейчас распространена широко, и врачи видят её негативные последствия. Но нельзя полностью отрицать научную фитотерапию, приравнивая её к жёлтой прессе. И точно также полное отрицание фитотерапии доктором Кравченко не соответствует системе владыки Серафима, который был фитотерапевтом и гомеопатом. В житии священномученика Серафима Чичагова мы читаем: «Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Л. М. Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которой заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы» http://days.pravoslavie.ru/Life/life360.htm


Отрицая фитотерапию, Ксения Павловна советует больным использовать рецепт, «подсмотренный у тибетских монахов» - гомасио из семян кунжута с солью от головной боли. Меня это обрадовало. Слава Богу, лекарственное растительное сырьё в системе Кравченко все же присутствует! Рецепт неплохой, безвредный скорее всего, и пробовать его можно. Только к гомасио система владыки Серафима не имеет отношения. Потому что сам он для лечения головной боли делает настойки из лаванды, касатика, зюзника, сосны и других лекарственных растений (т. 2, сс. 790-791).


Доктор Кравченко также советует использование декариса как противоглистного средства. Это синтетическое средство широко известно и применяется в настоящее время в медицине как противоглистное лекарство. Но оно имеет свои противопоказания и побочные эффекты, а поголовное назначение декариса (левамизола) весной и осенью от всех болезней: при саркоидозе, ревматоидном артрите, гломерулонефрите, псориазе и так далее, тем более здоровым людям небезопасно. В связи с побочными эффектами этого химического лекарства увлечение декарисом у современных врачей давно прошло. Но мы уходим от главной темы нашей беседы – от системы оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Потому что декарис владыке Серафиму в позапрошлом веке был совершенно неизвестен. Леонид Михайлович Чичагов назначает в своих «Медицинских беседах» при глистах опять же фитотерапию – настойки тыквы и сосны (т. 2, с. 643).


Далее доктор Кравченко разумно рассуждает об «отложении солей» в связках и хрящах при остеоартрозах суставов и остеохондрозах позвоночника. Она считает, что почки несут ответственность за суставные болезни, и это правильно. Только назначает она тот же аспирин из группы нестероидных противовоспалетельных средств, что и современная аллопатия. Во время написания «Медицинских бесед» салицилаты извлекали из ивы, так как аспирин, он же ацетилсалициловая кислота, был тогда неизвестен. Владыка Серафим назначал при суставных болезнях настойки берёзы, ивы, сосны, калмии из семейства вересковых и другие.


Посмотрим далее, что предлагает в своём фильме-лекции Ксения Павловна Кравченко. Для лечения варикозной болезни она рекомендует применение аспириновых аппликаций с бинтами на ноги. Но аспирин благодаря резорбтивному действию всасывается в кровь и может вызвать изжогу, гастрит, язву желудка и иммунодепрессию, поражение печени и почек. Аспирин как и все нестероидные противовоспалительные средства действует не напрямую, а через кровь, поэтому его побочные эффекты будут сопровождать и накожные аппликации. Да, аспирин улучшает кровообращение, и это широко используется в современной аллопатии. Только снова непонятно, причём тут «новая фармакология» безвредных гомеопатических настоек трав владыки Серафима.


Небезвредна также рекомендация доктора Кравченко пить разбавленную настойку прополиса. Прополис внутрь нельзя, он может разрушительным образом повлиять на печень и почки. И с такими случаями я встречался.


Наконец, подходим, братья и сестры к ответственному моменту. Очень опасна рекомендация Ксении Павловны пить большое количество йода. Она советует принимать ванны с йодом и пить от полулитра до литра крахмалистого киселя со столовой ложкой йода в день. Однако если подсчитать, что в столовой ложке 10% настойки йода, продающейся в аптеке, содержится до полутора граммов йода, а суточная потребность в йоде у человека составляет 150 мкг, то мы можем получить за сутки дозу йода в 5-10 тысяч раз больше, а это опасно. Известно, что избыток микроэлементов может быть вреднее чем их недостаток. Избыточное поступление йода может вызвать явления йодизма – слюнотечение, насморк, а также сыпи, угри, йододерму – тяжёлое поражение кожи, головные боли, тошноту, депрессию. У Ксении Павловны слишком простой метод определения токсичности йода – есть понос, нет поноса… Дело не в кишечных расстройствах. Возможно развитие заболеваний щитовидной железы - гипотиреоза или гипертиреоза (Е.Е.Лесиовская с соавт. Витамины и микроэлементы. СПб, 2004г., с.90). «Индуцированный йодом зоб наблюдался у 10% взрослых жителей о. Хоккайдо (Япония). Эти люди употребляли в пищу большое количество комбу (морских водорослей с высоким содержанием йода) (Л.И.Браверман. Болезни щитовидной железы. М., 200г., сс 405-406).


Точно также может возникнуть йодиндуцированный гипертиреоз, Базедова болезнь. «Индуцированный йодом гипертиреоз имел место, например, в Тасмании и Бразилии, когда населению, испытывающему йодную недостаточность, давали йодные добавки… и при осуществлении программы йодирования соли в Испании и Заире (Л.И.Браверман. Болезни щитовидной железы. М., 200г., с. 409).


В целом если кто-либо из врачей пытается распространить свою систему якобы оздоровления на миллионы людей, то начинать нужно со статистики. А статистика говорит, что у 50% людей находят узлы в щитовидной железе. (С.И.Рябов. Эндокринология. Руководство для врачей. СПб, 2004, т 1, с 260). При передозировке ежедневного поступления йода в организм человека наблюдается рост узлов щитовидной железы. Так было с известным препаратом йодомарин. Так же случается и с йодистой водой. У меня, братья и сестры, консультировался иеромонах из Троице-Сергиевой Лавры по поводу появления аутоиммунного тиреоидита с высоким содержанием антител к тканям щитовидной железы. При тщательном расспросе выяснилось, что какие-то «добрые люди» дали ему много воды с высоким содержанием йода… и вот, он получил АИТ. В дальнейшем, думаю, такие случаи заболеваний среди использующих йод могут учащаться.


Я бы хотел обратиться к православным врачам, которые наблюдают своих пациентов: расспрашивайте их о чрезмерном приёме йода. И следите за функцией щитовидной железы, за возможным ростом узлов. При этом у женщин, сохранивших менструальную функцию, от гипермикроэлементоза йода возможен также рост фиброаденоматоза молочных желез, миомы матки. В анализах, уважаемые коллеги, наблюдайте рост антител к тканям щитовидной железы. Даже от аптечной морской капусты я наблюдал случай перехода из гипотиреоза в тиреотоксикоз. К сожалению, пациентке, последовавшей совету «попить ламинарии», пришлось сделать операцию. А после операции, как известно, ей пожизненно прописали тироксин. А она сама врач. И невзлюбила фитотерапию, понятно за что… А теперь на фоне тиреоидэктомического гипотиреоза развилась депрессия. И бесконечные больницы, больницы, больницы…


Итак, дорогие братья и сестры, лечение ударными дозами йода Леонид Михайлович Чичагов не мог прописывать своим пациентам, так как был против аллопатии и против высоких доз. И если с Вами случилось осложнение от передозировки йода, то система оздоровления священномученика Серафима Чичагова тут совершенно ни при чём. Это система оздоровления доктора Ксении Кравченко.


Каждый врач выдумывает свою систему. И если назначение аллопатии в виде аспирина, декариса, фуросемида или йода входит в систему лечения Ксении Кравченко, то медицинские труды владыки Серафима говорят совершенно о другом. А главное: Primum non nocere, seu noli nocere, seu cave ne laedas. Прежде всего - не навреди, или бойся, чтобы не навредить.


Напомню вам, братья и сестры, о прозрениях владыки Серафима, подтверждённых фундаментальной наукой 21-го века:

1. Отказ от ядов.

2. Переход к фитотерапии и гомеопатии.

3. Указание на саногенез, как возможность самовыздоровления.

4. Диагностика ex uvantibus – исходящая из результатов лечения.

5. Малые дозы лекарств.

6. Индивидуальный подбор доз.

7. Отказ от многосмешения лекарств - избежание полипрагмазии.

8. Возвращение равновесия здоровья.

9. Очищение крови – элиминационная терапия.

10. Восстановление артериального и венозного кровотока

11. Восстановление работы печени, почек и других органов (гепатопротекторы, нефропротекторы и проч.)

12. Признание повышенной температуры как полезного защитного механизма.

13. Непривязанность к одному диагнозу – интегративный подход.

14. Профилактическая направленность.


В части первой беседы я говорил, что список этих параллелей веков можно продолжать сколь угодно долго. И книга «Медицинские беседы» является солиднейшей монографией, со ссылками на многочисленных авторов. И вот ещё простой пример: подраздел своей «беседы шестой» первого тома Леонид Михайлович назвал: «Микстурный маскарад. Многосмешение как убежище медицинской посредственности». Вот ведь настоящий полковник, с открытым забралом, - и пошёл в атаку. И ударил в самую болезненную точку врачебного сообщества…


В заключение хотелось бы передать свои ощущения от просмотра видеороликов, выпущенных под прикрытием благословенного имени владыки Петроградского Серафима (Чичагова). Сначала нам показывают с вертолёта Лавру, духовное сердце России. Потом на фоне Лавры под сладкий православному духу колокольный звон высвечивается заставка «Студия Обитель» Свято-Троицко-Сергиевой Лавры представляет…». Это сразу открывает сердца русских людей. И далее «…Фильм-лекцию практикующего врача продолжателя и исследователя системы священномученика Серафима Чичагова Ксении Павловны Кравченко.» При этом нет не только благословения духовного лица, нет даже имён оператора, звукооператора, режиссёра монтажа, директора картины. Появилась в Лавре студия инкогнито. И далее Ксения Павловна рассказывает и рассказывает о своих взлядах на здоровье, затронув лишь конкретно совет владыки есть понемногу и не наедаться на ночь. А далее всё от себя, как она понимает этиологию и патогенез болезни. В принципе, очень больших фатальных ошибок доктор не допускает, разве что в отношении передозировки йода, так что можно нормально подискутировать с её системой. Я просто не стал утомлять слушателей «Православного радио Санкт-Петербурга» пустыми медицинскими спорами. Мнений много, но в конечном итоге правоту врача определяют пациенты и катамнез, – отдалённые результаты лечения. Однако оставшиеся неизвестными устроители фильма почему-то нарисовали в заставке к фильму «система оздоровления сщмч. Серафима Чичагова», хотя рисовать в заставке к фильму нужно было «Система оздоровления доктора Кравченко». Моё предположение, что Ксения Павловна не отдаёт себе отчет, что из-за подмены неизвестного режиссёра возникает путаница в умах православных людей, и вера в истинность Богом данных прозрений владыки автоматически сузилась до аспирина, декариса и йода. Увлёченная доктор даже проговорилась, что владыка был расстрелян большевиками за свою систему оздоровления. Матушка Ксения как ребёнок. За лечебные системы не убивают. Убивают за Исповедание Христа. Однако не будем судить строго, простим ей эту оплошность. По себе знаю, на камеру что-нибудь лишнее скажешь, и сам потом жалеешь.


Но нет худа без добра. И то хорошо, что некоторые из православных перестанут наедаться на ночь. И ещё хорошо, что вопросы православных слушателей заставили меня прочитать книгу «Медицинские беседы». А это было весьма кстати. Я ведь последнее время приступил к активному поиску врачей-святых всех времён и народов, исповедниками Христа Сына Божия просиявших. Святой мученик и целитель Пантелеимон, святой Агапит, святые Косьма и Домиан и многие другие в далёком прошлом. А вот архиепископ Лука Войно-Ясенецкий наш современник. Но он хирург… И тут вдруг явилась память владыки Серафима, практиковавшего фитотерапевта, почти нашего современника. Это прекрасное открытие в моей жизни.


Дорогие братья и сестры, будьте осторожны с передозировкой йода. Вы слушали беседу фитотерапевта Алифанова Александра Александровича о лечебной системе священномученика Серафима Чичагова часть вторую. Спаси и вразуми всех нас Господи!