ИНСУЛЬТ И ИНФАРКТ: ФИТОПРОФИЛАКТИКА

Алифанов А.А.

Актуальность. Атеросклероз – хроническое заболевание артерий мышечно-эластического типа, с формированием одиночных и множественных атероматозных бляшек во внутренней оболочке артерий. Последующие разрастания в ней соединительной ткани (склероз) и кальциноз стенки сосуда приводят к медленно прогрессирующей деформации и сужению его просвета вплоть до полного запустевания (облитерации) артерии и тем самым вызывают хроническую, медленно нарастающую недостаточность кровоснабжения органа, питаемого через пораженную артерию. Кроме того, возможна острая закупорка (окклюзия) просвета артерии либо тромбом, либо (значительно реже) содержимым распавшейся атероматозной бляшки, либо и тем и другим одновременно, что ведет к образованию очагов некроза (инфаркт) или гангрены в питаемом артерией органе (части тела) [1]. Атеросклеротический процесс начинается сравнительно рано, у детей 11-15 лет выявляют липидные полоски в коронарных артериях, а у 66% случайно погибших людей 36-40 лет обнаруживаются видимые глазом атеросклеротические изменения артерий [2]. По данным статистики, чаще всего причинами смертей граждан России в 2022 году становились болезни системы кровообращения (43,8%). В эту категорию входят ишемия, цереброваскулярные заболевания и острые нарушения мозгового кровообращения. На втором месте — новообразования (14,8%), на третьем — внешние причины (7,7%), такими считаются транспортные происшествия, отравления и пр. [3]. Таким образом, проблема профилактики атеросклеротических повреждений сосудов и возможной приостановки этого процесса остаётся актуальной и по сей день.

Цель. Обосновать роль фитотерапии как комплементарного метода, сопровождающего базисную фармакотерапию атеросклероза для предотвращения острых событий в виде инфаркта миокарда и инсульта.

Задачи. Особенность «эпидемии» сердечно-сосудистых заболеваний – её постоянство, практическая невозможность излечения и отсутствие этиотропного лечения, поскольку не определены первичные причины заболеваний, хотя имеются многочисленные гипотезы их развития, – сообщают авторы Национального руководства по кардиологии [4]. В процессе поиска главных механизмов развития атеросклероза наша задача, исходя из оценки кислородной недостаточности, гипоксии, как основного (на наш взгляд) этиологического фактора прогрессирования атеросклероза, показать возможность применения антигипоксантов из лекарственного растительного сырья для торможения патологических изменений.

Данный анализ проведен на основе опыта применения фитопрепаратов «Монастырской аптеки Алифанов и Лес»®. Наблюдали две группы пациентов: 1) получавшие фармако- и фитотерапию, и 2) только одну фитотерапию. Диагностическая составляющая была общепринятой.

В научном информационном поле связь между уровнем периферического артериального давления (АД) и риском сердечно-сосудистых событий, особенно для возрастной группы старше 50 лет, обсуждается с двух позиций. Если одни авторы утверждают, что этот риск увеличивает повышение уровня АД [5], однако в аннотациях к гипотензивным препаратам указаны угрозы нарушения мозгового кровообращения [6], либо инфаркту   миокарда [7].  Клинические рекомендации (КР) от 2022 года не рекомендуют пациентам в острейшем периоде ишемического инсульта или транзиторной ишемической атаки «снижение артериального давления с целью улучшения исхода заболевания в случае, если оно не превышает 220/120 мм рт. ст., за исключением пациентов, отобранных для реперфузионной терапии» [8].

Если в период СССР в медицине главенствующей  считали роль перекисного окисления липидов в генезе атеросклероза по сравнению с липидной теорией Н.Н. Аничкова [9], то в 21 веке липидную гипотезу предлагают уже как единственную безальтернативную причину, хотя КР МЗ РФ оставляют возможность считать гипоксию одной из важнейших причин атеросклероза [10]. Острая недостаточность энергетических субстратов в совокупности с повышенной концентрацией продуктов патологического обмена дыхательной цепи и цикла трикарбоновых кислот лежат в основе инсультов у таких пациентов, которые предлагают называть метаболическими [11]. Современная стратегия лечения пациентов с хронической ишемией мозга рекомендует поиск и применение нейропротекторов, позволяющих активизировать церебральный кровоток и/или метаболические процессы в головном мозге, повысить толерантность мозговой ткани к гипоксии [12]. Конечно, повышают риск поражений сосудов дистрессы и дурные привычки [13]. Но поскольку подавляющее количество современных пациентов медицинских учреждений принимает синтетические средства, не дОлжно упускать возможности исследовать причины ятрогенных воздействий на рост атеросклероза. Елена Евгеньевна Лесиовская подчёркивает, что рост атерогенных ЛПНП провоцируют курение, эстрогены, глюкокортикостероиды, диуретики, бета-адреноблокаторы [14]. Методические рекомендации департамента здравоохранения г. Москвы указывают, что приём вазоактивных медикаментов (при лечении острых состояний и длительном приёме), может быть причиной инсульта даже у детей до 18 лет [15].

Надежда Венедиктовна Шабашова сообщает, что в связи с широким применением антибиотиков в настоящее время исчез такой не редкий компонент микробиома, как гемолитический стрептококк группы А, который за счёт выделения фибринолитического фермента стрептокиназы обеспечивал высокую текучесть крови [16]. Возможно, поэтому прослеживается нарастание заболеваемости инсультом детей в течение последних 30 лет. Гиперкоагуляционные состояния в настоящее время признаны наиболее частыми причинами ишемических инсультов детского возраста, их вклад достигает 87% [17]. Хотя среди большинства исследований причин сердечно-сосудистых событий полностью игнорируется вакцинация, в то же время появляются работы, подтверждающие возможное отрицательное влияние ряда вакцин на сосуды и мозг. Так, стало известно, что субстанции вакцин включают множество незадекларированных компонентов. Например, в них присутствовали все 11 тяжёлых металлов: хром был обнаружен в 100% образцов; мышьяк – в 82%; никель – в 59%; кобальт и медь – в 47%; олово – в 35%; кадмий, свинец и марганец – в 18%; и ртуть – в 6% [18].

Мозг человека в состоянии покоя использует около 20% энергии АТФ, производимой митохондриями организма, в то время как на его долю приходится лишь около 2% массы тела. Одним из наиболее важных механизмов нейротоксичности тяжелых металлов является их взаимодействие с сульфгидрильными группами белков, что вызывает инактивацию жизненно важных для клетки макромолекул (структурных белков, ферментов), истощение запасов восстановленного глутатиона, активацию окислительного стресса, повреждение мембранных липидов и ДНК. Особо следует отметить, что митохондриальная дисфункция среди этих патогенетических факторов As-нейротоксичности (мышьяка) играет ключевую роль [19].  Тем более нельзя забывать, что в составе вакцин часто используется алюминиевый адьювант. Механизм действия алюминиевого адьюванта осуществляется опасными агрессивными путями метаболизма –пироптозом («огненная смерть») через образование инфламмосом, клеточной смерти нейтрофилов через нетоз или активацию белков системы комплемента [20]. Ранее уже отмечались случаи коагуляционных нарушений после вакцинации [21].

Обсуждая причины роста атеросклеротического процесса, как центрального механизма возникновения инфарктов и инсультов, необходимо учитывать состояние липидного обмена. Норма общего холестерина сыворотки крови была установлена в СССР до 10,05 ммоль/л в бланке биохимических анализов крови  по форме 228У,  утвержденной МЗ СССР 04.10.1980 г. К 1986 году нормальный уровень общего холестерина допускался   8,03 ммоль/л [22]. В наши дни верхнюю границу нормы  общего холестерина снизили до 5 ммоль/л [23]. Исходя из меняющихся на протяжении последних лет цифр в лабораторных бланках мы вдруг почти все оказались в категории больных гиперхолестеринемией. Такое жонглирование данными биохимических анализов крови внушает крайнее подозрение. Между тем холестерин является важнейшим компонентом мембран всех клеток, и в том числе, иммунокомпетентных и обеспечивает работу рецепторного аппарата и иммунных синапсов. Чрезмерное снижение уровня холестерина вызывает иммунодефицит [24]. Резкое снижение холестерина крови при применении клофибрата увеличивает риск рака ЖКТ и печени [25].  Странным образом, не обращая внимания на подобные факты, фибраты всё ещё продолжают назначать [26]. Другая группа гипохолестеринемических средств, статины, из-за нарушения функций мембран клеток и органелл также вызывают множество побочных эффектов. Отсюда становится ясным, что резко снижать холестерин крови небезопасно и лучше использовать более осторожные подходы к нормализации липидограммы. Хочется обратить внимание уважаемых коллег на искусственный подъем атерогенных фракций холестерина лекарственными и профилактическими средствами. Сейчас приём препаратов, содержащих витамин Д, вошёл в моду, однако многие забывают, что витамин Д синтезируется на основе молекулы холестерина, а препарат вигантол, например, также содержит и триглицериды [27]. Совершенно логично, что при его приёме повышается уровень холестерина сыворотки крови и триглицеридов. Метилксантины (к которым относится кофеин), могут вызвать синдром обкрадывания [28]. Даже «у здоровых людей после однократного приёма 250 мг кофеина обнаруживается повышение норадреналина на 75%, адреналина на 207% и активности ренина плазмы на 57% (Robertson)… Норадреналин снижает мозговой кровоток на 50%… Адреналин сужает сосуды мозга и уменьшает мозговой кровоток на 50%, в это же время умеренно повышается АД (15/10 мм рт.ст.)» [29]. Из этого следует, что кофеинсодержащие напитки пациентам группы риска по ССЗ лучше заменить на растительные антигипоксанты.

Основные направления профилактики осложнений атеросклероза включают воздействие на ключевые звенья [30]:

  1. Ежедневные аэробные нагрузки соответственно возрасту.
  2. Нормализация липидного обмена – гиполипидемические растительные средства
  3. Устранение эндотелиальной дисфункции – растительные ангиопротекторы.
  4. Нормализация гемореологии – растительные антиагреганты и антикоагулянты.
  5.  Восстановление нарушенных метаболических функций печени – гепатопротекторы, желчегонные средства природного происхождения.
  6. Активация функций ретикулоэндотелиальной системы – иммунопротекторы, гепатопротекторы.
  7. Восстановление состава и поддержание функций микробиоты кишечника [30 а,б].

          Нами, совместно с профессором Еленой Евгеньевной Лесиовской разработано Методическое пособие «Система оздоровления и лечения «Монастырская аптека: Алифанов и Лес»®.

1. Рекомендовали спиртоводный экстракт плодов, листьев и цветков боярышника круглогодично и средства, разжижающие кровь (НРК) №№ 1,2,3,4,5, а также извлечение, защищающее сосуды по 1-2 месяца, непрерывно чередуя их между собой.  В состав сырья для приготовления вытяжек входили донник лекарственный, трава; лабазник шестилепестный или вязолистный, цветки; каштан конский, плоды и листья с цветками; лещина обыкновенная, листья; липа (виды), листья с цветками; якорцы стелющиеся, трава.

2. Применяли ангиопротекторы: астрагалы (виды), траву; бруснику обыкновенную, листья; буквицу лекарственную, траву; грыжник гладкий или Бессера, траву; душицу обыкновенную, траву; зверобой продырявленный, траву; калину, кору или плоды; каштан конский, листья, цветки или плоды; клевер красный, траву; лабазник (виды), траву или цветки; липу(виды), листья с цветками; манжетку обыкновенную, траву; мелиссу лекарственную, траву; подорожник большой, листья; репяшок аптечный, траву; ромашку аптечную, траву, а при необходимости сборы успокаивающие, печеночные, почечные и противодисбактериозные®.

3. Тактика при кровотечениях. При малейших признаках повышенной кровоточивости дёсен, тем более при травме приём НРК и НЗС прекращали на срок до 1 – 2 месяцев. Назначали средство, улучшающее кровоснабжение мозга (остролодочник, виды, НУК). Перед менструальным кровотечением НРК пациентки прекращали принимать за три дня, во время и после кровотечения – перерыв в течение трех дней. Перед удалением зуба НРК и НЗС отменяли за 7 дней, а перед большой операцией за месяц. Также не назначали НРК 1, 3, 5 при травмах, ушибах, когда есть риск расширения зон кровоизлияний и переводили пациентов на НУК. НУК не разжижает кровь, а расширяет сеть коллатералей и улучшает кровоснабжение и питание тканей кислородом, улучшает процессы энергетического обмена в нейронах, предохраняя от инсульта и инфаркта. Она способствует рассасыванию кровоизлияния, поэтому НУК рекомендуем при травмах, кровотечениях и кровоизлияниях (курс обычно 1-2 месяца).

4. Для гармонизации липидограммы назначали лекарственное или пищевое растительное сырье в виде порошков по 1/3 чайной ложки три раза в день во время или после еды. Торможение всасывания экзогенного и реабсорбции эндогенного холестерина обеспечивают стероидные сапонины, стерины (β-ситостерин), пектины лекарственных растений [31 a]. Применяли следующие лекарственные растения: лён посевной, семена; орех грецкий, листья; лопух большой, корни; имбирь аптечный, корни; одуванчик лекарственный, корни с травой; репяшок аптечный, траву; ряску малую, траву; цикорий обыкновенный корни; якорцы стелющиеся, траву. Диету пациентов расширяли за счёт пищевых гипохолестеринемических средств: боярышник (виды), плоды свежие; брусника, плоды; ежевика, плоды; калина, плоды; грецкий орех и лещина, орехи; кориандр, семена и трава; лук репчатый; малина, плоды; подсолнечник, масло, семена; тыква, семена; укроп, семена и трава; фенхель, семена; чеснок;  кукурузное, льняное, кунжутное масло. Рекомендовали также употребление рыбы из естественных водоёмов – оптимального источника непредельных жирных кислот и свежие соки травы звездчатки, листьев липы, компоты и варенье с боярышником.

Результаты. За последние 7 лет под нашим наблюдением находились 112 больных с атеросклерозом, включая 87 пациентов с ХНМК, 32 –  ИБС, 7 пациентов с ангиопатией нижних конечностей. Средний возраст 61 год. Атеросклеротический процесс сопровождался артериальной гипертензией в 98 случаях. 92 пациентам фитотерапия атеросклероза была назначена на фоне базисной фармакотерапией, 20 пациентов получали только фитопрофилактику осложнений атеросклероза. Анализ полученных результатов показал, что вытяжки из лекарственного растительного сырья повышали эффективность базисной фармакотерапии.

Таблица 1.

Результаты фитопрофилактики прогрессирования атеросклероза.

Симптомы, биохимические данныеРезультаты фитопрофилактики
Всего больныхУлучшение или ремиссияБез эффектаУхудшение
Артериальная гипертензия9868     69,4%26   26,5%4     4%
Гиперхолестеринемия8775      86%10   11,5%2       2,2%
Гемодинамически значимые стенозы сонных артерий97      77,7%1     11,1%1      11,1%
Симптомы дисциркуляции в вертебробазилярной системе87   80     91,9%6   4,8%1      1,1%
Частота приступов стенокардии129     75%2    16,6%1    8,3%
Толерантность к физической нагрузке3220    62,5%10   31,2%1    6,2%
Похолодание нижних конечностей7    6    85,7%1    14,20
ПТИ11297     86,6%14  12,5%1    0,8%
МНО11296    85,7%15   13,3%1     0,8%

Заключение. Фитопрофилактика сердечно-сосудистых осложнений атеросклероза улучшает качество жизни пациентов и перспективна для использования в терапевтической практике.

Список литературы:

1. Атеросклероз. Современные представления и принципы лечения. Рекомендации Всероссийского научного общества кардиологов. www.cardiosiite.ru

2. Цыган В.Н. Патофизиология. Клиническая патофизиология : учебник для курсантов и студентов военно-медицинских вузов : в 2 т.  – СПб., 2018. Т. 2. – С. 97.

3. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/06/23/982053-rosstat-nazval-prichini

4. Шляхто Е.В. Кардиология: национальное руководство. – М., 2021. – С.173.

5. Артериальная гипертензия у взрослых. Клинические рекомендации МЗ РФ 2024 г. – С. 17.

6. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М., 2022. – С. Б – 451.

7. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М., 2022. – С. Б – 383.

8. Клинические рекомендации МЗ РФ от 2022 года «Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых».                                                                              

9. Воскресенский О.Н., Туманов В.И. Ангиопротекторы. – Киев, 1982.

10. Клинические рекомендации – Нарушения липидного обмена – 2023-2024-2025 (15.02.2023) – Утверждены Минздравом РФ. – С. 5.

11. Гусев В.В., Львова О.А. Врождённые и наследуемые нарушения метаболизма как причины инсультов у молодых пациентов и детей. Электронный научный журнал “Системная интеграция в здравоохранении” · №4(10) 2010 · www.sys-int .ru

12. Самарцев И.Н., Живолупов С.А. Новые перспективы медикаментозной терапии хронической ишемии головного мозга с позиций нейровоспаления. //Клиническая фармакология и терапия. – 2022, т. 3, номер 3. – С. 6.

13. Хорошинина Л.П. Гериатрия. Руководство для врачей. – М., 2019. – С.166.

14. Лесиовская Е.Е. Доказательная фитотерапия. Руководство для врачей и провизоров. СПб., 2019. – Т.2. – С. 102

15. Первичная профилактика инсульта в молодом возрасте. Методические рекомендации департамента здравоохранения г Москвы № 86 от 2019 г. – С. 47.

16. Шабашова Н.В. Вторичный иммунодефицит, (причины, иммунопатогенез, клинические признаки, профилактика и лечение). – СПб., 2023. – С. 46.

17. Львова О.А. Ишемические инсульты и транзиторные ишемические атаки у детей: клинические и молекулярно-генетические аспекты течения, прогнозирование исходов, тактика динамического наблюдения. Диссертация на соискание ученой степени  доктора медицинских наук. – СС. 19, 27.

18. International Journal of Vaccine Theory, Practice, and Recearch  At Least 55 Undeclared Chemical Elements Found in COVID-19 Vaccines from AstraZeneca, CanSino, Moderna, Pfizer, Sinopharm and Sputnik V, with Precise ICP-MS. https://ijvtpr.com/index.php/IJVTPR/article/view/111

19. Флюрик С.В., Дремза И.К. Механизмы митохондриальной дисфункции нейронов при воздействии мышьяка и алюминия (обзор). Гродненский государственный медицинский университет, г. Гродно, Республика Беларусь //Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №2. – СС. 9-11.

20. Алпатова Н.А., Авдеева Ж.И., Лысикова С.Л., Головинская О.В., Гайдерова Л. А. Общая характеристика адьювантов и механизм их действия. Ч. 1. Биопрепараты. //Профилактика, диагностика, лечение. 2020. Т. 20, №4. – С. 247-249.

21. Денисенко А.С., Рисс М.Е., Кропачёв И.Г., Никитина Н.Н. Первые случаи коагуляционных нарушений как осложнения после введения вакцины GAM-COVID-VAC (SPUTNIK V). 2021 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №3(124) DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2021.3(124).61-64 

22. Тиц Н.У. Клиническая оценка лабораторных тестов. Пер. с англ. Меньшиковой И.В. – М., 1986. – С. 381.

23. Клинические рекомендации МЗ РФ.  Нарушения липидного обмена 2023 г. – С. 6.

24. Доценко М.Л. Холестерин и иммунитет: клинико-иммунологические параллели. //  Наука и инновации № 4 (146), апрель 2015. – С. 58-63.

 25. Бертрам Г. Катцунг Базисная и клиническая фармакология. 2007. Т. 2 – С. 55.

26. Мартынов А.И., Ларина В.Н. Рациональная фармакотерапия. Справочник терапевта для практикующих врачей. – М., 2022. – С. 288.

27. https://www.rlsnet.ru/drugs/vigantol-732

28. Клиническая фармакология: национальное руководство / под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К.Лепахина, В.И.Петрова. М., 2014. – С. 141.

29. Шток В.Н. Лекарственные средства в ангионеврологии. – М., 1984. – С.148.

30. Лесиовская Е.Е. Доказательная фитотерапия. Руководство для врачей и провизоров. СПб., а)2019. – Т. 2. – С. 101-160; б) 2021. – Т. 4. – С. 4-95.