Проблемы “новой” психотерапии

Ознакомься с духом времени, изучи его,
чтобы по возможности избегнуть влияния его.
Отечник, Игнатий Брянчанинов

Психотерапией называют отрасль медицины, самозванно принявшую на себя взамен религии бремя “лечения” душ человеческих1. В 90-е годы нашего столетия получили распространение методы психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Юнга, аутогенная тренировка И. Шульца, гештальт-терапия Ф. Перльза, голотропное дыхание С. Грофа, гипноз М. Эриксона, йога и буддизм и другие. Попробуем кратко осветить эти методы “лечения” души человека и оценить, насколько они “заменили” религию и приемлемы ли в русской медицине.

Психоанализ, разработанный Зигмундом Фрейдом заключается в интимном обсуждении проблем пациента еженедельно много лет подряд, при этом врач сидит у изголовья, больной лежит на кушетке и не видит врача. С христианской точки зрения психоанализ представляет собой попытку замены Таинства Исповеди в церкви2. При постоянном контакте с пациентом происходит усиление влияния врача на больного и, наконец, больной перенимает почти все взгляды и реакции врача3. Какие же взгляды у психоаналитика? Фрейд стержневым положением избрал инстинкт продления рода, исходя из принципов каббалы4. Главным своим открытием он считает открытие бисексуальности человека (то есть мужчины хотят мужчин и женщин, а женщины женщин и мужчин)5. Фрейд отлично понимал, что люди внушаемы6 и огромные надежды строил на международную организацию, занимающуюся полной переделкой мышления человека. Людей, прошедших многолетний психоанализ он рекомендовал направить во все страны для “размножения” себе подобных7.

Надежды на лечебную ценность психоанализа, которые некоторое время питала публика, не оправдались8. Лечебные результаты психоанализа оказались весьма скромными. Можно познакомиться поподробнее с ними в соответствующей литературе. Например, в книге “Человек волк” хорошо видна пустота жизни, серость будней, безысходность русского человека, поменявшего православную традицию спасения души на новый “метод” расчленения души (психоанализ)9. Результаты психоанализа “великим” Фрейдом этого человека через много лет Рут Макс Брюнсвик описывает так: “Представившийся мне человек был повинен во множестве мелких обманов… Самым поразительным же было то, что он совершенно не осознавал своей нечестности… Во время анализа его поведение было лицемерным“10.

Я бы предположил оценить результаты лечения психоанализом как нулевые, но этого нельзя сделать, потому что в литературе достаточно много результатов депрессий, самоубийств и психопатологии как у врачей-психоаналитиков, так и у их больных11. Таким образом, результаты психоанализа нередко оцениваются как отрицательные12. К сожалению, меняется даже внешний вид некоторых психоаналитиков, у которых появляется отсутствующий взгляд, заторможенность, рассеянность, депрессии и прочие признаки душевного нездоровья13. Как же окончил свои дни и сам заблудший Фрейд, считавший религию “неврозом навязчивых состояний”?14 На крайней пропасти растления (он был гомосексуалистом15 и поклонялся Бафомету-сатане16), больной раком ротовой полости17 основатель психоанализа покончил жизнь самоубийством, попросив доктора Шора дать ему яд18. Так закончились богохульные рассуждения лукавого Фрейда.19

Идеи масона20 высокой степени посвящения Фрейда широко тиражируются заблудшей печатью. Как и само вечное противостояние Фрейда христианству21, так и тиражируемые его идеи часто являют противоположность нормам морали и нормальной психологии. Вот их краткий перечень.

1. Энергия жизни Эрос, продление телесной жизни и человеческие страсти ставятся во главу угла. Сам Фрейд прямо говорит, что исполнять животные страсти – это “дьявольски хорошо”22.

2. Бисексуальность, запрещенная Библией, считается нормой.

3. Таинство Исповеди в психоаналитическом проекте заменяется на врачебные кабинеты кодирующих “психологов”.

4. Психоаналитик навязывает пациенту свой образ мыслей и картину мира, противоположную христианской. Протест больного называется сопротивлением и цель психоанализа – его устранить.

5. Делается попытка снять чувство вины, то есть голос совести, который внутри каждого человека указывает, что хорошо и что плохо. Человек подвергается растлению.

6. Постоянное рассматривание и пережевывание низменных человеческих страстей через привлечение внимания приводит к искушениям человека и растлению.

7. Придается фундаментальное значение снам и образам, видениям и чувствам. При этом огромную настороженность опытных православных душеведов по поводу запутывающих человека бесовских искушений в снах, отрицание ценности смысла снов, психоаналитики пытаются заменить на трактовки, весьма легкомысленные и наукообразные. Как результат – депрессии и самоубийства.

Ввиду краткости статьи нет возможности дальше продолжать перечень заблуждений Фрейда, – Господь ему судья. Однако, вызывают крайнее удивление попытки некоторых психиатров использовать пасихоанализ в лечебной практике ввиду его очевидной неэффективности и опасности.

Сподвижником Фрейда некоторое время был Карл Густав Юнг, который применил свои связи для распространения психоанализа. Этот крупный спирит увидел однобокость психоанализа, отрицающего мистику23, в то время как Юнг был уверен в реальности существования мира духов, занимаясь оккультизмом24. Он отошел от психоанализа, чем был крайне огорчен Фрейд. Юнг пытался создать аналитическую психологию, свою новую методику лечения болезней души, однако не смог. Получилась лишь копия старых языческих верований буддизма, неэффективная практически, затеоретизированная философская концепция. Деградация от католического христианства в сторону язычества особенно ярко видна в его предисловии к изданию “Тибетской книги мертвых”. Конечно, регресс к язычеству Юнга можно понять. Во-первых, в Швейцарии тогда сильна была школа масона Рудольфа Штайнера, редактора журнала “Люцифер” (“Сатана”), который совместно с Т. Блаватской активно разрушал христианство25 и использовал идеи реформированной йоги, буддизма и оккультизма. Думается, этого влияния Юнг не мог избежать. Во-вторых, благодатная Апостольская Православная церковь была далеко – в России, Греции, Иерусалиме, Египте и Юнг (не исключено, что поначалу это был честный исследователь) не видел не только реальности божественных чудес, к которым его душа стремилась, но не имел возможности прикоснуться к аскетическому монашескому православному опыту и мало был знаком с богословской и аскетической литературой Православия. Негативные стороны приземленного католицизма оттолкнули его, и Юнг перешел в простоватый протестантизм26, слабый в практике мистицизма, и, конечно же, заблудился в сильных языческих традициях. Он писал: “Наша западная спесь по отношению к индийским воззрениям есть признак нашего существенного варварства, далеко не предчувствующего даже необычайную глубину этих идей и их изумительную психологическую верность”27. В целом аналитическая психология во многом повторяла психоанализ на пути переделки мировоззрения пациента, его терминологию и мышление, хотя и расширяла картину мира до включения оккультных феноменов. Но юнговский метод так же оказался опасен для больных и здоровых, так же встречались случаи самоубийств от занятий этими опасными методиками. Наконец, словно в насмешку над верованиями Юнга, его современник, опытный оккультист Адольф Гитлер, избрал своими помощниками и советниками свыше тысячи тибетских буддистов. Победоносные русские войска в апреле 1945 года обнаружили в подвалах разрушенного Берлина многочисленные трупы “махатм” с Тибета28.

Перед второй мировой войной развивали собственные теории йог Рамачарака (Аткинсон Уильям Уокер)29 и последователь йоги Йоганн Шульц, считающийся создателем аутогенной тренировки. Прообраз аутотренинга, формулировки самовнушения Аткинсона даже в среде доморощенных йогов считаются опасными в связи с развитием параноидальности (“Я – центр влияния и силы”). Формулировки Шульца более нейтральны, однако балансируют в методе между гипнозом и самовнушением30. Небольшой пример помогает понять опасные механизмы аутотренинга. Однажды после лечения у психотерапевтов по поводу невроза пациентка стала слышать голоса, которые призывали ее вступить в контакт с космосом. Нельзя сказать, чтобы такое произошло в результате лечения гипнозом или аутотренингом, так как последние годы о контактах с космосом говорят отовсюду – с телевидения, из газет, радио. Но продолжение лечения еще более участило слышание голосов. Тогда пациентка посетила экстрасенса и заявила, что совершенно измучена голосами, которые не дают ей покоя. Экстрасенс сказал, что избавиться от наваждения легко: нужно придти домой, сесть на стул, закрыть глаза, представить перед собой экран наподобие телевизионного и сказать громко: “Я не хочу вступать с вами в контакт!”. Воодушевленная пациентка побежала домой, села на стул, закрыла глаза, представила экран и громко сказала: ”Я не хочу вступать с вами в контакт!” Но неожиданно на “экране” высветилось: “Не хочешь – заставим! Не хочешь – заставим! Не хочешь – заставим…” И т. д. Пациентка была доставлена в психиатрическую лечебницу с серьезным психическим расстройством. Такова цена и опасность излишнего развития воображения, рекомендуемого И. Шульцем: ”Все формулы нужно наглядно представлять как светящиеся буквы в темноте при закрытых глазах, как мелодию, звуковую фразу, картину и т. д.”30. Взятый из медитаций, метод опасен открытием врат восприятия бестелесного мира, в котором наступает контакт с бесами со всеми вытекающими последствиями для адепта аутотренинга. С сожалением приходится признать, что метод Шульца не оправдал возлагавшихся на него надежд врачей. В целом аутотренинг явился своего рода одним из плацдармов для возвращения в христианские страны языческих культов.

Распространяющиеся в наше время методы групповой психотерапии Фредерика Перльза (сына масона)31 называются гештальт – психотерапией. Человек объявляется целостным со своими чувствованиями, инстинктами, плотью, и происхождение неврозов объявляется якобы разрывом этой целостности. Практика гештальт – терапии объявила своим призванием вернуть человека к цельности, то есть завершению гештальта, – через реализацию любых желаний32. Одновременно предполагается, что уйдут психические расстройства. Реально гештальт – терапия представляет собой возврат к древним языческим вакханалиям, оргиастически-мистическому культу Диониса. Перльз открыл институт психотерапии в Изалене, США. Он пишет: “Я рекомендую совместные купания для моих непрофессиональных групп и настаиваю на них для профессионалов – психиатров, психологов, священников и т.д… Они всегда разочарованы отсутствием щепетильности и длительных разговоров и удивлены отсутствием ожидаемого возбуждения от наготы… Они дотрагиваются друг до друга, в основном в виде массажа. Открытый секс и насилие редки”33. Как это часто бывает в оргиастическом культе, описаны случаи одержимости и трансов. Сам Перльз называет себя “полиморфным извращенцем”34 и признается в гомосексуализме35. Очень жаль, что этот “психотерапевт” достиг такого состояния души, что назвал свою автобиографическую книгу ”Внутри и вне помойного ведра”. Перлз и его последователь Джон Энрайт объявили о том, что гештальт-терапия имеет много сходного с дзен-буддизмом. Сущность же дзена знатоки кратко определяют двумя словами: ”все можно”36.

Научно разрешенным способом развиваются методы гипнотизеров. Известный специалист этого круга психотерапевт Милтон Эриксон выпустил книжку “Глубокий гипнотический транс, индукция и использование”, в которой описываются особенности процесса зомбирования: привлечение внимания, затем ожидание секундного перерыва потока сознания, затем внедрение, команда и наблюдение кодированных поступков человека в отдаленном будущем, называемых “постгипнотическими действиями”37. Знакомясь с блестящими результатами гипнотизеров, сначала становится страшно от этого знания38, но потом радостно от мысли, что есть у нас Православная Церковь, прибежище и надежная защита от зомбирования. Очень жаль, что у невоцерковленных людей – такой защиты нет.

Рекламируемая в последнее десятилетие голотропная терапия Станислава Грофа представляет собой откровенный регресс к древнему языческому шаманизму. Занимаясь экспериментами в области наркотиков и их влияния на сознание людей39, после запрета на психодислептики (химические препараты, нарушающие сознание), Гроф изобрел метод дыхания под ритмическую музыку, вводящий в транс, подобный шаманскому40. Психотерапевтическая ценность этого метода оказалась крайне низкой, так как временное исчезновение невротических симптомов сменялось на их возвращение или ухудшение состояния. Поэтому голотропное дыхание чаще используется для получения острых ощущений группами молодых людей. У ряда людей во время сеансов открываются врата восприятия мира духов и происходят психические феномены, видения, телесные ощущения от судорог до мочеиспускания и оргазма во время транса. Некоторые утверждают, что “открылся третий глаз”41. Долго пребывая в подобном состоянии, они получают психические девиации. Сам автор метода много рассуждает о переживаниях околородового периода, под этот тихий обман занимаясь активной проповедью оккультизма, расшатыванием человеческих норм морали и повторяет почти все известные идеи теософии или откровенного язычества. В результате подобной терапии некоторые последователи переходят в разряд окультистов, буддистов, йогов и пр. И напрасно. Вера в махатм заканчивается Гитлером и не следует забывать уроки истории и подвалы Берлина.

Наконец, американский учебник психологии “Личность и личностный рост” признает методами психотерапии йогу и буддизм. Это признание подводит последнюю черту под вековым развитием “новой психологии” – оторвавшись от Христианства, Священного Писания, Священного Предания и учения Отцов Церкви, человеческое искание неизбежно вернулось в лапы язычества. И огромное количество сект под кодовым названием “психотерапевтические группы” с хохотом принялось расшатывать человеческую мораль, этику, традиции и нормы душевной жизни42. Эти неразумные забыли предупреждение Господа: Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих. (Лк. 17,1-2)

Некоторые выводы.

Секрет отклонений современной психотерапии заключается в первоначальной ошибке – деформации системы координат, в которой разворачивается мысль и чувство. Это произошло оттого, что отсутствует понятие нормы. Так что же такое норма, ось координат и исходная безначальная точка ноль? – НОРМА – ЭТО ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ. Игнорируя ценность морали, любой психолог и психотерапевт автоматически оказывается вне нормы. Мы, православные врачи, в хаосе повсеместного растления не забыли об этом. И мы заявляем, – для лечения душевных расстройств методы новой психотерапии абсолютно непригодны. Потому что они неэффективны катамнестически (могут дать временное улучшение с последующим ухудшением), опасны для личности и вредны для общества, возвращая его во тьму веков безумно-кровавого язычества.

Психотерапия, или лечение души, – дело слишком тонкое, чтобы быть делом ума человеческого. Это по преимуществу дело Церкви и наша задача, православных врачей, помочь процессу воцерковления народов России и сохранения психики под благодатным покровом Апостольской Церкви. В этом смысле необходимо расследовать деятельность сотен психотерапевтических групп, дать непредвзятый анализ и сделать это достоянием общественности. Эта проблема ждет еще своих исследователей. Очень горько видеть, как тысячи молодых людей слепо погружаются в психические эксперименты, из которых некоторые не возвращаются к нормальной жизни.

Психические расстройства происходят от влияния бесовского мира по попущению Божию, как мы видим из Библии. В книге Иова говорится, что по попущению Божию тело Иова было отдано сатане на время болезни, но разум его не был отдан (Иов 2,6-7) Человеческий разум не часто может справиться сам по себе, или с помощью другого человека, но иногда только лишь по воле Бога может избавиться от расстройств. Для этого необходима помощь священника, который подробно расскажет больному что делать, и буквально за руку проведет больного по пути освобождения от расстройства. К этому призваны Таинства Церкви, которые я бы, как врач, назвал методиками лечения душ человеческих. Известны многие пути к победе над неврозами: целительное общение с духовными людьми, посещения святых мест, поклонение святым мощам, благодатным иконам, омовения в источниках, послушания в монастырях, отчитки в церкви и многие многие другие целительные поддерживающие силы душ человеческих.

Завершая главу, хочется поделиться радостью с читателем: наблюдая методологический и практический тупик неоязыческой психотерапии, мы одновременно становимся свидетелями возрождения славной церковной традиции и возвращения благодати Божией, которая являет себя в чудесных исцелениях душ человеческих.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Библиография

1 – Невярович, В. Терапия души. – Воронеж, 1997, стр. 11.

2 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л. 1991, стр. 12, 87; Перлз, Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 54.

3 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 145; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 51-52, 70, 77, 85, 92.

4 – Н.А.Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. – 1914, стр. 28; Перлз, Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 77.

5 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа – Л. 1991, стр. 93, 106, 176; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 47-48.

6 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа – Л. 1991, стр. 148.

7 – Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 92-93.

8 – Перлз Фредерик. Внутри и вне помойного ведра – М., 1997, стр. 44.

9 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 32.

10 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 253, 247.

11 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л. 1991, стр. 70, 117 ; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 26.

12 – Перлз, Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 34, 88.

13 – Перлз, Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 41; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 7.

14 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л., 1991, стр. 31.

15 – Климов, Григорий. Красная Каббала. – Краснодар, 1996, стр. 103, 104, 212; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 54.

16 – Нилус, С.А. Близ есть при дверех. – Троице-Сергиева лавра, 1917.

17 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 155.

18 – Доктор Шор дал Фрейду яд по его желанию. Программа “Мы” на ОРТ, 6 октября 1997.

19 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 235-236.

20 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л., 1991, стр. 186; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр 109, 114.

21 – Виттельс, Фриц. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л., 1991, стр. 185-186; Фромм, Эрих. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996, стр. 4, 60.

22 – Человек-волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, стр. 153.

23 – Тибетская книга мертвых. – СПб, 1992, стр. 16.

24 – Тибетская книга мертвых. – СПб, 1992, стр. 18.

25 – Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. – СПб, 1995, стр. 197-209.

26 – К.Г.Юнг Психологические типы. – М., 1996, стр. 680.

27 – К.Г.Юнг Психологические типы. – М., 1996, стр. 266.

28 – Тайные общества 20-го века под ред. Н.Боголюбова. – СПБ, 1996, стр. 78.

29 – Рамачарака. Раджа-йога. – Пг., 1914.

30 – Шульц И.Г., Аутогенная тренировка. – М., 1985.

31 – Перлз Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 199.

32 – там же, стр. 57-61.

33 – там же, стр. 84.

34 – там же, стр. 85.

35 – там же, стр. 168-169

36 – там же, стр. 93, 95, 97, 248 и Энрайт, Джон. Гештальт, ведущий к просветлению. – СПб, 1994.

37 – Эриксон, Милтон. Глубокий гипнотический транс. – Волковысск, 1996, стр. 9, 12, 21-22, 24, 27.

38 . там же, стр. 28.

39 – Гроф, Станислав. Области человеческого бессознательного. – М., 1994.

40 – Гроф, Станислав. Путешествие в поисках себя. – М., 1994.

41 – Анализ нескольких голотропных групп после семинара в Москве (авторский).

42 – Перлз Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. – М., 1997, стр. 50, 183.