06. Интерфероны

Интерфероны – это группа биологически активных белков, синтезируемых клеткой в процессе защитной реакции на чужеродные агенты.

Профессор Надежда Венедиктовна Шабашова пишет, что интерфероны продуцируют практически все клетки человеческого организма в ответ на появление вирусов, бактерий и грибков, а также опухолевых клеток. Они относятся к цитокинам, молекулам, передающим информацию о вторжении чужеродных агентов и одновременно принимающих участие в уничтожении этих агентов83. Член-корреспондент РАН Владимир Тимофеевич Пальчун сообщает, что клетки небных миндалин синтезируют интерфероны с широким спектром противовирусного действия84.

Они образуются в пораженных клетках и распространяются на окружающие непоражённые клетки, давая защиту от разных вирусов, настоящих и будущих, не только от уже проникших. Выделяют эти

Интерферон

цитокины почти все виды клеток человека, особенно клетки слизистых оболочек. Выработка интерферонов происходит после связывания и узнавания чужеродных агентов рецепторами через образы патогенности PAMP в первые часы контакта. Пик выработки интерферонов наступает в течение первых 6–12 часов85.

Интерферон секретируется во внеклеточную жидкость и через рецепторы действует на соседние клетки, одновременно вырабатываются другие белки, которые повышают сопротивляемость клетки, проконтактировавшей с чужеродным агентом. Возможен перенос таких протеинов на соседние клетки, не контактирующие ни с индуктором, ни самим интерфероном86.

В носоглотке здорового человека без вреда для здоровья хозяина находится нормальная микрофлора, включающая стрептококки, стафилококки, неиссерии, фузобактерии, бактероиды, дифтероиды, гемофильную палочку, кандиды, актиномицеты и другие микроорганизмы87. Бактерионосительству сопутствует здоровое вирусоносительство аденовирусов, риновирусов, респираторно-синцитиальных вирусов88 и т.д. Таким образом, постоянно присутствующее на слизистых дыхательных путей носительство микробов и вирусов стимулирует эпителиальные клетки к выделению небольшого фонового количества интерферона, препятствующего развитию ОРЗ.

Вирус — это информация, он не имеет своих органов размножения, напоминает профессор Маргарита Яковлевна Малахова89.

Это «слабое место» вирусов. Они должны использовать метаболическую машину для создания своих копий. И тут «для вируса возникает проблема». В самой клетке ферменты копирования ДНК нужны только во время деления. В остальное время эти ферменты не синтезируются. В результате вирусы могут заражать только регулярно делящиеся клетки. В блокировании клеточных процессов, необходимых для размножения вируса, и состоит эффект интерферона. В качестве признака вирусной инфекции используется появление в клетке вирусного наследственного информационного материала. Эти признаки вирусной инфекции распознаются рецепторами клеток макроорганизма.

Рецепторы запускают каскад реакций, в клетке блокируется ряд функций, и вирус уже не воспроизводится, а клетка еще живет некоторое время. Одновременно синтезируется вещество интерферон, которое, попав в соседние клетки, переводит их в такое же устойчивое к вирусной

инфекции состояние. Интерферон работает 5–6 дней, после чего в защиту вступают обученные лимфоциты и синтезированные за это время специфические к актуальному штамму антитела IgM и IgA90.

Еще интерфероны активируют популяцию естественных киллерных клеток, которые тоже уничтожают инфицированные вирусом клетки91 и привлекают макрофаги, также фагоцитирующие их92. Они стимулируют В1-лимфоциты к постоянной фоновой секреции естественных антител (неспецифических) IgM, IgA, IgG для защиты слизистой от самых разных патогенов93.

Противовирусные эффекты интерферонов

Система интерферона не имеет ни специализированных клеток, ни органов, она существует в каждой клетке, так как каждая клетка может быть заражена вирусом и должна иметь систему распознавания и выведения чужеродной генетической информации (нуклеиновой кислоты). Именно это позволяет ей активно влиять на весь каскад защитных реакций организма – фагоцитоз, воспаление. Основные эффекты интерферона можно подразделить на противовирусные, антимикробные, иммуномодулирующие, противоопухолевые, радиопротективные и др. К возбудителям, стимулирующим образование интерферона, относятся также опухолевые, вирустрансформированные, вирусиндуцированные и даже незараженные чужеродные клетки94.

Нарушения в системе интерферона

В целом от скорости включения системы интерфероногенеза в процесс антивирусной защиты организма зависят течение и исход заболевания. Отсроченная или сниженная продукция собственного интерферона может привести к хронизации заболевания или к злокачественному прогрессированию вирусной инфекции вплоть до летального исхода.

Нарушение синтеза нормальных интерферонов и появление в крови патологических интерферонов подчас становятся пусковым механизмом развития различных заболеваний – аллергических, аутоиммунных, тяжелых вирусных инфекций и онкологических заболеваний. К нарушению приводят: гипервитаминоз А, прием гормонов (гидрокортизон, эстрадиол), антиметаболитов, антибиотиков, препараты, подавляющие образование интерферона (винкристин, колхицин, цитохолазин В)95.

Что же касается препаратов интерферона, следует учесть, что многие из них являются взаимозаменяемыми, обладая близкими, а иногда сходными антивирусными эффектами. Это дает врачам возможность выбора того или иного препарата96. Но, к сожалению, большие дозы интерферонов всех типов оказывают подавляющее воздействие на продукцию антител на ранних этапах антителогенеза97.

Профессор Александр Иванович Венгеровский указывает, что современные рекомбинантные интерфероны, (полученные методом генной инженерии – ГМО), действительно активируют противовирусный иммунитет и обладают противоопухолевым действием. Однако в высоких дозах после инъекций они могут оказывать побочное действие. – Гриппоподобный синдром: у больных проявляется высокая температура, озноб, головная боль, боль в глазах, суставах и мышцах, тошнота, рвота, диарея. При длительной терапии может нарушаться костномозговое кроветворение (анемия, лейкопения, тромбоцитопения), возникают слабость, сонливость, судороги, спутанность сознания, ухудшается зрение. Интерферон может вызвать аритмию, кардиомиопатию, инфаркт миокарда, аутоиммунный тиреоидит, может нарушать половые функции и т. д98. Впрочем, довольно часто

повреждающий эффект лекарств от дозы не зависит, как говорилось выше в разделе 2.3, и такие исходы бывают самыми тяжелыми. Множественность поражений органов и систем генномодифицированным интерфероном обусловлена разнообразием влияния цитокиновых сетей, в том числе интерфероновых, выполняющих регуляторные функции в организме. Проблема в том, что интерферон регулирует размножение и созревание иммунных клеток, и взаимодействие между ними через посредники-рецепторы.

Неудачи интерфероной терапии могут быть связаны с появлением в организме антиинтерфероновых антител, вырабатывающихся в ответ на введение препаратов интерферона. Это обнаруживается лабораторными методами99.

Ученые США уже к сентябрю 2020 года зафиксировали много тяжелых случаев развития ковид-19 вследствие возникающей аутоиммунной патологии на антиинтерфероновые антитела. Причины назывались разные, в том числе и генетические нарушения, однако у здоровых людей антиинтерфероновые антитела находили лишь в 0,33% случаев, а количество тяжелой аутоиммунной реакции при ковид-19 достигало 10% среди пациентов100. Между тем в ВОЗовском исследовании Solidarity 28-дневная летальность в группе лечения ковид-19 интерфероном оказалась на 16% выше, чем в группе контроля101.

Почему попытка лечить искусственным интерфероном оказалась столь небезопасной?

Обратимся к настольной книге всех биохимиков и молекулярных биологов, учебнику Альберта Ленинджера «Биохимия» в последней версии 2020 года. Вспоминая обсуждаемое нами выше, ученые здесь тоже рассуждают о том, что все молекулы живого организма имеют расположенную особым образом стереохимическую структуру в виде пространственной конформации. И что интересно, биомолекулы образуют пары, например заслоненная и заторможенная, благодаря вращению вокруг связи С-С атомов водорода Н. Происходят быстрые взаимопревращения пары конформеров миллионы раз в секунду друг в друга так, что отделить один конформер от другого невозможно. В таких непредсказуемых условиях молниеносных изменений протекают все биохимические реакции. Всякий белок живого организма, рецептор, антиген, гормон имеет активную форму, либо правовращающую D, либо левовращающую L. В естественном виде в клетке они синтезируются таким образом, что соответствуют стереоспецифичности других молекул живой клетки. Например, все аминокислоты в составе белков присутствуют в виде L-изомеров, а глюкоза встречается только в виде D- изомера. Напротив, при лабораторном синтезе образуется смесь из L- и D-изомеров102.

Вдобавок к этому огорчающему благородных Энтузиастов обстоятельству, скучные Консерваторы могут сомневаться во многих других аспектах полезности препаратов интерферона. Особенно это касается позиции молекулярной биологии. Например, профессор Александр Николаевич Огурцов

пишет, что синтезируемые в клетке цепи аминокислот представляют собой как бы полностью развернутые белковые молекулы. Для того, чтобы белок приобрел присущие ему функциональные свойства, цепи должны определенным образом свернуться в пространстве, сформировав функционально активную (нативную) структуру. В 1968 г. Сайрус Левенталь представил единственную возможность из возможных конформаций для цепи белка в 100 аминокислотных остатков непостижимой цифрой из 10100 возможных. И белковые инженеры сталкиваются с большими проблемами. А в живом организме правильное сворачивание белка контролируют белки теплового шока, шапероны.

Между тем в клетке белки постоянно сворачиваются и разворачиваются вследствие транспорта веществ, потому что в свернутом виде они не могут проходить через мембраны, например, митохондрий или эндоплазматической сети, где происходит синтез множества веществ. И здесь работа шаперонов необходима. Таким образом, внутри клетки постоянно происходит процесс денатурации, разворачивания белка и фолдинга, сворачивания белка, то есть принятия конформационно правильной функционально активной нативной структуры103.

Интерфероновая сеть клетки тесно связана с митохондриальной сетью. Что касается антивирусного ответа, то важную роль в нем играют молекулы, которые называются MAVS ( mitochondrial antiviral

signalling, митохондриальная противовирусная сигнализация), они находятся на поверхности митохондрий и служат платформой для сбора компонентов (адаптерные белки, запускают сигнальные пути) иммунного ответа, прежде всего связанного с продукцией интерферонов и активацией воспалительных путей104.

Защищенные шаперонами макроорганизма хозяина нативные белки эффективно выполняют свою функцию, в то время как искусственно синтезированные субстанции, или генноинженерно приспособленные идеально «подогнать», применить без разрушительных побочных эффектов, пока малодостижимо. Если с рекомбинантным инсулином наука продемонстрировала успехи, то с интерферонами пока не получилось. Посему белки рекомбинантных интерферонов дают очень много осложнений, особенно если их вводят непосредственно в кровь, минуя защитную биопленку слизистых.

В целом ситуация с фармаковоздействием на иммунную систему приводит на ум образы из сказок: дровосек топором успешно рубит деревья или дрова, однако если дать ему для ремонта компьютер… результат будет плачевным. Точно также и биг фарма трудится как папа Карла, денно и нощно, только Буратино никак не оживает.

Для оживления «деревянной ситуации» в аллопатии, скорее всего, нужны представители растительного мира. По мнению профессора Елены Евгеньевны Лесиовской при нарушении выработки интерферона гораздо безопаснее использовать мягкие средства: адаптогены, особенно родиолу розовую; астрагалы, траву; исландский мох, слоевища; подорожники, листья; стручки фасоли и другие лекарственные растения105.

Собственные мысли автора выделены курсивом. Уважаемому читателю на многие вопросы лучше иметь свое личное мнение.

Источники

  1. Шабашова Н.В. Фундаментальные основы врожденного иммунитета: учебно-методическое пособие. – СПб., 2019. – С 33.
  2. Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В.Т. Пальчуна. – М, 2020. – С. 52.
  3. Иммунология по Ярилину: учебник / под ред. С.А. Недоспасова, Д.В. Купраша. – М., 2021. – СС. 239–241, 378.
  4. Вестник Смоленской государственной мед. академии №2 2012 Современные представления о системе интерферона. Ю.А. Вавиленкова. – С. 76.
  5. Алан Г. Б. Ву. Клиническое руководство Тица по лабораторным тестам. Пер с англ. В.В. Меньшикова. – М., 2013. – С.1131.
  6. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней (в 2т.). Т.1 / Н.И. Брико, Г.Г. Онищенко, В.И. Покровский. – М., 2019.
  7. Вирусы трансферы профилактика Проф М Я Малахова Санкт-петербургская
  8. Математические модели в иммунологии и эпидемиологии инфекционных заболеваний / А.А. Романюха. – М., 2015. –С. 35–36.
  9. Иммунобиология по Джанвэю / К. Мерфи, К. Уивер; пер с англ.; под ред. Г.А. Игнатовой, О.А. Синтич, И.Н. Дьякова. – М., 2020. – С. 156 157.
  10. Вестник Смоленской государственной мед. академии•¹2•2012 Современные представления о системе интерферона. Ю.А. Вавиленкова. – С. 76.
  11. Иммунология: учебник / Р.М. Хаитов. – М., 2021. – СС. 73, 170–171.
  12. Вестник Смоленской государственной медицинской академии №2 2012 Современные представления о системе интерферона. Ю.А. Вавиленкова. – С. 75–76.
  13. Вестник Смоленской государственной медицинской академии №2 2012 Современные представления о системе интерферона. Ю.А. Вавиленкова. – С. 79.
  14. Иммунотерапия. Руководство для врачей. Под редакцией Р.М. Хаитова, Р.И. Атауллаханова, А.Е. Шульженко. – М., 2018.
  15. Вестник Смоленской государственной медицинской академии №2 2012 Современные представления о системе интерферона. Ю.А. Вавиленкова. – С. 78.
  16. Фармакология: учебник/А.И. Венгеровский. – М., 2020. – СС. 746–748.
  17. https:/ medtestlab.ru/katalog-analizov/intron-opredelenie-nejtralizujush-hih-antitel/ https://helix.ru/kb/item/20–108
  18. https://www.science.org/content/article/hidden-immune-weakness-fou-nd-14- gravely-ill-covid-19-patients
  19. https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2020.10.15.20209817v1
  20. Основы биохимии Ленинджера : в 3 т. Т.1. : Основы биохимии, строение и катализ / Д. Нельсон, М. Кокс ; пер с англ. – М., 2020. – С. 38–39.
  21. А.Н. Огурцов. Введение в молекулярную биофизику. Харьков, 2011. – С. 85–95
  22. Структура и функции митохондрий. Кнорре Д.А., Фенюк Б.А., Попова Е.Н., Лямзаев К.Г., Черняк Б.В.. – 2020. – С. 110.
  23. Доказательная фитотерапия. Руководство для врачей и провизоров. Т 1. – СПб 2019. – С. 111.

СКАЧАТЬ